Как открыть категорию A в водительских правах, если уже есть B?
В интернете масса статей на тему, как открыть категорию A если есть B, информация в которых уже устарела и не является достоверной. Мы подготовили актуальные сведения о том, как добавить в своё водительское удостоверение мото-категорию, в соответствии с действующим законодательством (по состоянию на конец 2020 года).
Как открыть категорию A в водительских правах, если уже есть B?
Условия допуска к экзамену
К экзамену допускаются только прошедшие полный курс обучения на данную категорию граждане, имеющие соответствующую медсправку и оплатившие госпошлину за экзамен. Испытание состоит из двух этапов: сначала теория, потом (при условии сдачи теста) – практика. Принимается экзамен организованными группами от автошкол. Если не получилось сдать экзамен, пересдать его можно в назначенный инспектором день (не ранее чем через неделю), ещё раз оплатив госпошлину.
Теория
Теоретический тест для категорий А и В – одинаковый. Однако добавлены такие темы, как положения допуска мотоциклов к эксплуатации; элементы, нужные для безопасного мотто-вождения. Экзамен состоит из двадцати вопросов, не менее чем на 18 из которых нужно ответить правильно. При подготовке к теоретическому экзамену надо учесть, что в ПДД ежегодно происходят какие-либо изменения, и обратить на них особое внимание. Тест ограничен по времени: на выбор ответов выделятся 20 минут.
Практика
Специально размеченную (как краской, так и конусами-габаритами) трассу автодрома нужно безупречно, или с минимальными ошибками, проехать последовательно выполняя упражнения, список которых даётся ниже. Это позволит экзаменатору оценить умения и навыки мотоциклиста: трогаться с места, маневрировать в условиях стеснённого пространства, правильно переключать передачи и своевременно подавать сигналы. Для тренировки претендент имеет право ознакомления с трассой и экзаменационным мотоциклом. На этот тренировочный заезд даётся две минуты.
Обязательные упражнения
Трасса построена таким образом, чтобы выявить умение (или неумение) мотоциклиста делать следующие маневрирования (они же – обязательные упражнения), их 7:
- коридор габаритный;
- разгон/торможение;
- полукруг габаритный;
- движение змейкой;
- езда по узкой колее (по доске либо по линии);
- езда на малой скорости;
- восьмёрка габаритная
Порядок подготовки и проведения экзаменов
После окончания курса подготовки в автошколе и тренировочного экзамена там же выпускникам выдаётся соответствующее свидетельство. Это не значит, что уже на следующий день можно идти сдавать экзамен на права в ГИБДД. Как правило, с момента окончания обучения до допуска к экзамену проходит 1-2 месяца. Инструктор автошколы, который вёл группу, подаёт документы своих подопечных (в том числе и квитанции об оплате госпошлины за экзамен), и в определённый день все прибывают в МРЭО на решающую проверку своих знаний и навыков вождения.
Сначала идёт теоретическая его часть. Это двадцать вопросов. Ошибиться можно только два раза. Не менее чем на 18 вопросов нужно ответить правильно, чтобы получить допуск к практической части экзамена. Перед сдачей «практики» предоставляется возможность один раз объехать трассу упражнений на «местном» мотоцикле, для тренировки и привыкания. Следующий заезд – уже оцениваемый инспектором.
Штрафные баллы
Экзамен по практике вождения будет считаться проваленным, если претендент на «мотоциклетную» категорию наберёт на нём более пяти штрафных баллов. Ошибки, которые можно допустить в ходе сдачи экзамена, не являются равнозначными и «весят» по-разному: 1, 3 или 5 баллов.
1 балл | 3 балла | 5 баллов |
Отсутствие включения ближнего света фары | Самозаглушение двигателя | Касание дорожного покрытия ногой |
Отсутствие подачи сигнала рукой перед началом снижения скорости | Несвоевременная подача сигнала поворота | Смещение с траектории движения |
Резкое торможение с блокировкой колес | Отсутствие смены передач во время движении | Касание конусов ограждения со смещением |
Не включение нейтральной передачи после остановки | Пересечение линии разметки | |
Не достаточно низкая скорость при проверке норматива малой скорости | Отсутствие подачи сигнала поворота (разворота) рукой | |
Остановка более чем в 40 см от стоп-линии | ||
Пересечение или наезд на стоп-линию |
1 штрафной балл экзаменатор начисляет за следующие ошибки:
- За неподачу сигнала о начале движения или о торможении.
- Если забыл включить ближний свет фары перед началом движения.
- Если заблокировал колесо около стоп-линии.
На 3 штрафных балла «потянут» такие ошибки:
- Неумение переключать передачи, непереход с одной передачи на другую, когда это необходимо.
- Неумение трогаться с места: если пытался начать движение и «заглох».
- Если нарушил норматив времени движения на низкой скорости.
Самыми грубыми ошибками, за которые инспектор «нарисует» в протоколе 5 штрафных баллов, являются следующие:
- Если отклонился от предписанной обязательным упражнением траектории.
- Если пересёк разметочную линию или стоп-линию, либо даже просто «наступил» на неё колесом или коснулся габаритного пластикового конуса.
- Если остановился, не доезжая до стоп-линии 40 сантиметров и более.
- Если прикоснулся ногой к поверхности асфальта на автодроме.
Требования достаточно строгие, поэтому сдать практический экзамен сможет только тот, кто получил минимальный опыт вождения мотоцикла и приобрёл некоторую уверенность в его «седле».
Важно! Главное на практическом экзамене – уметь справиться со своим волнением, «поймать» спокойный и уверенный настрой. Даже если совершить грубую оплошность на 5 баллов, всё еще можно с успехом сдать экзамен. Однако для этого нужно хладнокровно доехать до финиша, не совершая никаких ошибок.
Отличия между категориями «А» и «М»
Российских мотоциклистов и автолюбителей немного сбило с толку введение новых категорий: «А1» и «М». Ведь раньше все без исключения мотоциклы и мотороллеры относились к категории «А», открывать которую можно было уже с 16-ти лет. Сейчас эта категория, как и прежде, даёт право управлять любым мотоциклом (в том числе и трёх-, и четырёхколёсным), при условии, что его общая масса не превышает четырёхсот килограммов. Но получать права с открытой категорией «А» можно только с восемнадцати лет.
«А1» – это подкатегория, введённая для маломощного мототранспорта: объём двигателя которого не превышает 125 см3, а его мощность – 11 кВт (14,96 л.с.) Права этой подкатегории выдаются с 16-ти летнего возраста.
В отдельную категорию «М» выделены те транспортные средства, для управления которыми раньше вообще не нужно было получать права: это мопеды, скутеры, лёгкие маломощные трициклы и квадроциклы – вся механизированная колёсная техника, рабочий объём двигателя которой не превышает 50-ти см3. «М»-категорию также можно открывать начиная с шестнадцати лет.
Нужно ли обращаться в автошколу или можно подготовиться самостоятельно?
К сожалению, большинство статей в интернете, посвящённых этой теме, уже устарели и содержат недостоверную информацию. Самостоятельная подготовка (экстернат) к экзамену для открытия любой мотоциклетной категории (и подкатегории тоже) отменена. Даже для тех, у кого на руках уже имеются права категории «В», или «С», или любой другой. Как к теоретическому, так и к практическому экзамену допускаются только лица, прошедшие курс обучения в лицензированной автошколе. Курс этот, в любом случае, должен продолжаться не менее 2,5 месяцев и содержать не меньше 108 часов теоретических и практических занятий.
Стоимость получения категории А
Какова же нынче «цена вопроса» – получения прав на мотоцикл? Самая затратная часть – оплата услуг автошколы. В среднем, курс обучения обойдётся в 20 тысяч рублей. Услуги медкомиссии за выдачу справки обойдутся, в среднем, в 1500 рублей.
1000 рублей придётся заплатить за сдачу теоретического экзамена. 3500 – за сдачу экзамена практического. Если сдать с первого раза не получилось, то за пересдачу возьмут 1000 и 2000 рублей соответственно. Цена изготовления нового пластикового водительского удостоверения составляет 2000 рублей. Итоговая стоимость открытия новой категории будет зависеть от того, с какого раза получилось сдать экзамен в ГИБДД.
Выдача прав
После успешной сдачи теоретической и практической части экзамена гражданин оплачивает госпошлину за изготовление нового водительского удостоверения (2000 рублей), заполняет заявление о получении прав по образцу в ГИБДД, и прикладывает квитанцию об оплате и это заявление к своему паспорту и медицинской справке.
Важно! В медсправке обязательно должно быть указано: «допущен к управлению транспортными средствами категории «А» (или «А1», «М»)»! Действующая медицинская справка, выданная на категорию «В», или любую другую, «не пройдёт»!
Фотографии на права делать и прикладывать к документам не нужно. Теперь получающего (как и обновляющего) права фотографируют непосредственно в ГИБДД, тут же печатают эти фото и ламинируют их вместе с пластиковой карточкой водительского удостоверения.
Ответственность за езду на мотоцикле без открытой категории
В настоящее время, ответственность за езду на мотоцикле без прав с открытой соответствующей «мотоциклетной» категорией или подкатегорией наказывается штрафом в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей. К тому же, транспортное средство конфискуется на штрафную стоянку, и «выручать» его оттуда тоже придётся за деньги.
Как видите, порядок добавления «мотоциклетной» категории в водительское удостоверение значительно изменился. Это стало гораздо более хлопотным, долговременным и затратным делом. Единственное, что можно посоветовать – если собираетесь получать права категории «В», задумайтесь об открытии и категории «А» одновременно. Даже если управление мотоциклом не входит в ближайшие планы. Открыть сразу несколько категорий будет дешевле и гораздо менее затратно по времени, чем получать их по отдельности.