Правильная посадка за рулем автомобиля: как садится и выходить из машины
На первых уроках в автошколе много времени уделяется настройке водительского сиденья — кресел, зеркал, рулевого колеса. Однако они рассказывают только о том, как правильно садиться за руль на первых занятиях, и у студентов нет времени усваивать все знания сразу. На практике часто оказывается, что водитель не знает, в каком положении вести автомобиль, и сидит за рулем, как на диване перед телевизором, что не позволяет грамотно управлять техникой. Между тем, скорость реакции водителя, комфорт вождения и здоровье зависят от правильной посадки.
Почему правильная посадка важна при вождении
Представьте себе ситуацию, водитель едет по пустому пригородному шоссе, развалившись в кресле и держа руль одной рукой. Неожиданно Иван Петрович высовывается на тракторе со второстепенной дороги. Автомобилист сигналит, начинает тормозить, пытается объехать трактор — все напрасно. Из-за неправильного положения тела он не смог выжать педаль тормоза до конца, не говоря уже об активном маневрировании. В результате — удар, скорая помощь, больница и груда металлолома во дворе. Но неприятностей можно было бы избежать.
Важность правильной посадки за рулем можно объяснить пятью причинами:
- водитель может четко видеть дорогу, а также пространство вокруг автомобиля (за исключением мертвых зон в зеркалах);
- при необходимости вы можете активно маневрировать и тормозить, не теряя драгоценных секунд;
- если избежать аварии не удалось, то человек, который правильно вел машину, получит меньше травм;
- вероятность спасения жизни и здоровья пассажиров выше, если водитель займет правильную позицию на своем месте;
- опасность для других участников дорожного движения снижается.
Безопасность водителя также зависит от того, как он садится в машину и выходит из нее. Мы также будем уделять внимание этим вопросам.
Как правильно сидеть за рулем
Не все автомобили имеют много регулировок, и водители бывают разного роста и комплекции. Поэтому не каждый сможет занять идеальное место, но стремиться к этому необходимо. Ниже мы расскажем о важных моментах для обеспечения безопасности.
Положение ног на педалях автомобиля
От положения ног зависит многое — и скорость реакции в случае опасной ситуации на дороге, и общее самочувствие во время обычной поездки, и даже степень травматизма в случае аварии. Следовательно, они должны быть установлены правильно.
Положение ног на автомобилях с автоматической коробкой передач и механикой будет примерно одинаковым:
- Правая нога находится на педали газа или тормоза и нажимает на них верхней частью ботинка. Пятка водителя упирается в пол. Нога должна занимать такое положение, чтобы ее можно было перемещать с педали акселератора на педаль газа и обратно как можно быстрее.
- Левая нога находится на зоне отдыха. Если его там нет — на колесной арке. На автомобилях с автоматической коробкой передач левая нога стоит на платформе постоянно, на механике она снимается только для выключения сцепления.
- Правая нога согнута в колене под углом 100-125°. При этом бедра находятся немного ниже колен или на одном уровне с ними. В таком положении лепестки лучше всего ощущаются, и вероятность получения травмы при несчастном случае снижается.
Недопустимо давить на газ или тормоз всей подошвой или пяткой, а также снимать левую ногу с колодки (за исключением случаев выключения сцепления). В противном случае водитель теряет концентрацию, при экстренном торможении или резком изменении траектории движения таз «ерзает» на сиденье, управляемость резко ухудшается.
Многие аварии случились как раз из-за неправильного положения ног водителя.
Положение рук на руле
Обе руки должны постоянно находиться на рулевом колесе, за исключением случаев, когда вам нужно переключить передачу или воспользоваться другими органами управления. Недопустимо длительное пребывание одной руки на рычаге коробки передач, на подлокотнике (особенно на заводе), в окне, за головой, на коленях пассажира и так далее.
Автомобилисты много спорят о том, как правильно держать руль во время движения. В общем, можно выделить только две правильные позиции. Если вы представите, что рулевое колесо — это циферблат часов, то они такие:
- Левой рукой в течение 10 часов, правой рукой в течение 2 часов.
- Левая стрелка ближе к 11 часам, правая стрелка ближе к часу дня.
Когда стрелки находятся на отметках 9 и 3 часа, полоса на верхней или нижней части рулевого колеса, возможности для быстрого маневрирования теряются. Водителю приходится перехватывать руль, а это потеря драгоценных секунд.
Положение тела и бедер при управлении автомобилем
Во время движения водитель должен прочно сидеть в море и в то же время иметь хороший обзор. Это достигается, помимо прочего, за счет контроля положения таза и спины.
Идеальной посадкой считается посадка за рулем автомобиля, в котором черный полностью прижат к спинке кресла. При этом он должен быть убит под углом 95-110° относительно сиденья.
- Положите запястья на верхнюю часть обода рулевого колеса, не отрывая лопаток от спинки. При этом руки должны свободно свисать вниз.
- Чтобы смотреть вперед, водителю не нужно опускать влюбленные глаза или поднимать голову.
Таз, когда он правильно посажен, расположен на сиденье, а не нависает над ним. В таком положении автомобиль чувствует себя хорошо, и вы можете контролировать ситуацию вокруг него.
Положение головы водителя во время движения
Если сиденье отрегулировано правильно, то при этом у водителя будет хороший обзор. Необходимо только позаботиться о сохранности головы в случае несчастного случая. Важные моменты для этого:
- Высота от верха до крыши не меньше ширины ладони.
- Подголовник расположен не далее чем в 7 см от затылка.
- Верхний край сердечка находится на одном уровне с макушкой.
Чаще всего при аварии кузов смещается сначала на крышу, а затем на заднее стекло. Поэтому, если череп находится выше подголовника, вы можете сломать основание в результате несчастного случая, и эта травма очень серьезна.
Если автомобиль небольшой, с низкой крышей, то расстояние от верха до потолка может быть меньше. Но регулировке подголовников необходимо будет уделить особое внимание.
Кратко о настройках водительского места
Мы уже писали о том, как настроить водительское сиденье. Белов мы потеряли основные моменты, без которых гонщик не сможет занять правильную позицию.
Настройка сиденья водителя
Кресло регулируют перед началом движения, обращая особое внимание на расстояние от руля и педалей до корпуса. Это проще сделать в соответствии со следующими инструкциями:
- Садитесь в машину, нажимайте ногами на педаль газа и сцепления.
- Установите стул так, чтобы ножки были слегка согнуты (угол около 120°). Это делается с помощью уровня или кнопки продольной регулировки.
- Положите руки запястьями на верхнюю часть рулевого колеса. Наклоните спинку так, чтобы лопатки плотно прилегали к ее плоскости. При необходимости слегка передвиньте или отодвиньте само кресло.
С помощью этих настроек тело и таз примут правильное положение. Останется запомнить, как ставить ноги на педали и где держать руки.
Сиденье для автомобилей с автоматической коробкой передач сконфигурировано таким же образом.
Настройка зеркал
Быстро проверить правильность настроек зеркал несложно, это займет не более минуты. Попробуйте этот порядок:
- Не поворачивая головы, посмотрите в правое зеркало. Если вы видите пространство позади автомобиля, небольшое крыло и ручку задней двери — оно настроено правильно.
- Слегка поверните голову вправо и посмотрите в правое зеркало. Ориентиры те же, что и для зеркала с вашей стороны.
- Взгляните на внутреннее зеркало заднего вида (если оно есть). Если вы можете полностью видеть заднее стекло, значит, оно настроено правильно.
Если с водительского места вы можете видеть только крылья автомобиля, или для желаемого отражения вам приходится сильно поворачивать голову, наклоняться вперед или в сторону — значит, зеркала настроены неправильно.
Ночью салонное зеркало можно опустить немного вниз, тогда фары догоняющего автомобиля не будут слепить.
Регулировка ремня безопасности
Нетрудно понять, насколько правильно отрегулирован ремень безопасности по высоте, если посмотреть, где он находится на теле. Правильное положение:
- Ремень пересекает грудь наискось, перекинутый через левое плечо. На автомобилях с правосторонним приводом — через правое плечо.
- Нижняя часть пояса плотно прилегает к тазу, а не к животу или коленям.
- Шея нигде не касается ремня.
Правильно подобранный ремень будет плотно удерживать тело в кресле, но не будет давить или стеснять движения.
Категорически запрещено накидывать ремень, не пристегивая его — в случае ДТП травмы от него могут быть ужасными.
Советы по посадке и выходу из машины
Для мужчин нет правил этикета, регулирующих посадку за руль. Культурные женщины сначала ставят правую ногу на пол автомобиля, затем садятся в него, после чего убирают левую ногу внутрь. Но для низких автомобилей правильная посадка другая — сначала нужно сесть в кресло, затем по очереди убрать в автомобиль ноги. Выход из автомобиля в обратной последовательности.
Правила посадки и высадки из машины более категоричны, чем этикет:
- При остановке на обочине или парковке с правой стороны водитель должен подойти к этой двери со стороны переднего левого крыла.
- При выходе из автомобиля водитель должен обойти его сзади.
В этих случаях вы можете увидеть преследующие вас автомобили, а значит, есть возможность избежать травм.
Водитель должен открывать дверь только в том случае, если он уверен, что это не помешает другим участникам дорожного движения.
Каким параметрам должна соответствовать правильная посадка
Выше мы рассказали вам, как правильно сидеть за рулем автомобиля и подготовили таблицу, с помощью которой вы сможете самостоятельно проверить, в правильном ли вы положении за рулем автомобиля и какие ошибки можно допустить, чтобы изменить положение кресла или рулевого колеса.
Часть тела | Правильное положение |
Голова | На одном уровне с верхней частью подголовника, ниже потолка примерно на 7–8 см |
Спина | Плотно прижата к креслу в области лопаток. Находится по центру спинки сиденья |
Руки | Хват руля на 10 и 2 часа. Локти немного согнуты |
Таз | На сиденье, водитель не висит над ним, упираясь копчиком в основание спинки |
Бедра | На одной линии с коленями или чуть выше их |
Ноги | Согнуты под углом 100–125° |
Ступни | Левая на площадке для отдыха (если не нужно выключать сцепление). Пятка правой упирается в пол, на педаль давит носком. |
Если тело находится в таком положении, переносить большие расстояния будет легче, снизится риск развития заболеваний суставов и позвоночника, а в случае несчастного случая можно избежать опасных травм
При правильной посадке за рулем у водителя больше возможностей для предотвращения ДТП.
Частые вопросы новичков и автолюбителей с небольшим стажем
Часто молодых ребят интересует, почему нельзя лежать за рулем. Обычно им кажется, что так удобнее управлять автомобилем и даже что они лучше его чувствуют. Эксперты по экстренному вождению уверены в обратном. Вот их аргументы:
- Лежащий водитель хуже видит дорогу впереди и не может полностью оценить ситуацию вокруг автомобиля.
- Водитель практически не опирается ногами, нет ощущения педалей, поведение автомобиля ощущается хуже.
- Не останавливаясь, во время экстренного торможения водитель сползает с сиденья, а это значит, что он теряет способность контролировать ситуацию.
- При ударе ремень сильнее повреждает тело водителя, распластавшегося на сиденье.
- В случае серьезной аварии тело быстро смещается вниз, а голова цепляется за верхнюю часть ремня. Человек умирает от удушья.
Поэтому нельзя пренебрегать правильной посадкой и сильно откидывать спинку назад. Это положение допустимо только при отдыхе на стоянке.
Другой вопрос, сколько времени потребуется, чтобы привыкнуть к новой ситуации. Однозначно ответить на это невозможно, каждый адаптируется по-разному. Большинство людей привыкают к новым правилам за месяц и продолжают водить машину без стресса.
Также некоторые люди уверены, что единственным критерием правильного положения за рулем является удобство. Эта позиция ошибочна. Если человек привык расслабленно сидеть в кресле за компьютером, то он рефлекторно примет аналогичную позу во время вождения. Но это противоречит всем правилам безопасности и может привести к несчастным случаям, серьезным травмам и даже смерти. Поэтому разумнее переучиться и сесть за руль так, чтобы контролировать автомобиль волей и минимизировать риски для здоровья и жизни.
Наш VKcom: Автошкола в Симферополе | Приоритет плюс +
Подробнее об экзаменах в автошколе Симферополя
Была ли эта статья полезной?